Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения проблемы гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя". Данная проблема является актуальной и значимой как для научного сообщества, так и для общества в целом. В современном обществе становится все более распространенным явлением гиперопеки, которая выражается в чрезмерной заботе и контроле со стороны родителей над своими детьми. Это явление отмечается в различных возрастных группах, начиная с раннего детства и до подросткового возраста. Гиперопека может проявляться как в физической форме (недостаток свободы, независимости ребенка), так и в эмоциональной (постоянное беспокойство, обеспечение идеального окружения).
Основная проблема гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя" заключается в чрезмерной заботе и контроле со стороны родителей, которая может оказывать негативное влияние на развитие ребенка. Гиперопека проявляется в излишнем контроле над ребенком, постоянном стремлении защитить его от любых опасностей, а также в ограничении его самостоятельности и возможности принятия решений.
Такое поведение родителей может стать преградой для развития ребенка, так как оно не позволяет ему самостоятельно исследовать и познавать окружающий мир. Гиперопека может стать причиной возникновения эмоциональной и психологической зависимости у ребенка, а также привести к развитию низкой самооценки и снижению самостоятельности.
Проблема гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя" имеет несколько причин. Во-первых, это связано с желанием родителей защитить своего ребенка от опасностей и ошибок, ведь они считают, что только они знают, как правильно и безопасно вести себя в мире. Во-вторых, современное общество создает ощущение конкуренции и страха перед неудачей, что делает родителей более защитническими и контролирующими. В-третьих, существует неблагоприятное социокультурное окружение, которое ставит высокие требования к родителям, ожидая от них идеального воспитания и успеха детей.
Целью данного исследования является изучение проблемы гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя" и определение ее влияния на различные возрастные группы детей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие гиперопеки и разработать операционализацию данного понятия для проведения исследования. Необходимо определить, какие факторы и ситуации могут способствовать возникновению гиперопеки у матерей.
2. Проанализировать проявления гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя". Исследование должно выявить основные симптомы и признаки гиперопеки взаимодействия между матерью и ребенком.
3. Провести анализ гиперопеки в различных возрастных группах детей. Исследование будет осуществлено для трех возрастных групп: 0-3 года, 4-6 лет и 7-9 лет. Необходимо выяснить, как гиперопека проявляется в каждой из этих возрастных групп, а также определить особенности взаимодействия между матерью и ребенком в каждой из них.
4. Исследовать способы преодоления гиперопеки. В рамках данной задачи необходимо выявить роль родителей и педагогов в помощи детям и их матерям в преодолении гиперопеки. Также будет разработаны практические рекомендации для родителей и педагогов, которые помогут им эффективно преодолевать данную проблему.
Исследование проводится в связи с актуальностью проблемы гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя". В современном обществе все больше родителей испытывают стремление контролировать и защищать своих детей по максимуму, что может негативно сказываться на их развитии и самостоятельности. Также гиперопека может привести к неравномерному распределению ролей и ответственности между родителями, что может оказать негативное влияние на их отношения и семейную гармонию. В итоге, результаты данного исследования позволят более глубоко понять проблему гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя" и предложить рекомендации по ее преодолению. Это в свою очередь сможет способствовать более здоровым и уравновешенным отношениям родителей и детей, а также созданию благоприятной семейной обстановки.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГИПЕРОПЕКИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.1 Определение гиперопеки
Родители могут думать, что помогают, хотя на самом деле их стиль воспитания неадекватен и может на самом деле препятствовать эмоциональному, умственному и даже физическому развитию их ребенка. Одним из примеров неадаптивного подхода к воспитанию детей является чрезмерная опека родителей в отношении своих детей. Они хотят, чтобы их дети были успешными, поэтому могут сделать все возможное, чтобы облегчить им повседневную жизнь. Тем не менее, некоторые стили воспитания могут иметь тенденции, которые можно назвать чрезмерной опекой, и они приносят ребенку больше вреда, чем пользы.
Хотя легко подумать, что защита наших детей от невзгод мира или от физической, умственной или эмоциональной боли — это хорошо, на самом деле это может нанести вред развитию определенных навыков, которые нашим детям необходимо освоить. Таким образом, не позволять своим детям падать, получать травмы или сталкиваться с определенными трудностями на самом деле означает чрезмерную их защиту и может быть вредным.
Понимая, что такое чрезмерная опека и как она может повлиять на развитие ребенка, начиная с раннего возраста, родители могут решить либо ослабить свою защиту, либо переключиться на другой подход, который обеспечивает безопасную среду для детей, позволяющую им рисковать, но поощряет их детей брать на себя хороший уход за собой.
Понимание гиперопеки в контексте диадических отношений "мать-дитя" является ключевым для исследования данного явления. Гиперопека представляет собой избыточную заботу со стороны матери в отношении своего ребенка, которая может сказываться на его развитии и самостоятельности.
Определение гиперопеки является комплексным и включает в себя различные подходы и интерпретации. Во-первых, гиперопека можно рассматривать как экстремальный проявление материнской заботы, приводящей к излишней защите и контролю. Это означает, что матери переживают сильную тревогу за своих детей и попытки предотвратить любой вид возможной опасности или неудачи.
Во-вторых, гиперопека может быть понята как нежелательное перекосление в диадических отношениях "мать-дитя", когда материство становится основным и поглощающим аспектом жизни женщины. В таком случае, матери демонстрируют повышенную вовлеченность в уход за ребенком, ставя его нужды и желания выше собственных.
Характеристики гиперопеки в системе диадических отношений "мать-дитя" могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Одной из основных характеристик является непропорциональная реакция матери на потенциальные опасности или риски, которые могут стать причиной ограничения свободы и самостоятельности ребенка. В результате, ребенок может испытывать ограничения и затруднения в своем развитии, поскольку не получает возможности для самостоятельного исследования и изучения окружающего мира. Контекст диадических отношений "мать-дитя" важен для понимания гиперопеки, поскольку воздействие матери на ребенка имеет особую значимость. Эти отношения формируются на основе взаимной привязанности, эмоциональной связи и взаимодействия. В случае гиперопеки, эта связь может стать слишком интенсивной и ограничивающей, что негативно сказывается на ребенке.
В обществе существуют некоторые распространенные убеждения относительно того, что для родителя означает «чрезмерная опека». Иногда люди используют эту фразу как обозначение чрезмерного беспокойства или беспокойства о своем ребенке. В то время как другие видят, что чрезмерно опекающие родители выходят за рамки беспокойства и уделяют больше внимания оказанию сильного влияния на жизненный выбор своего ребенка.
Некоторые направления и правила необходимы для развития ребенка. Это потому, что дети еще не совсем выработали способ структурировать себя, но им нужно это, чтобы иметь пространство для обучения и роста. Дети очень актуальны. Фактически, у них нет способности мозга предвидеть будущее или беспокоиться о нем. Если конфеты им понравятся, они съедят их целую кучу, не думая о боли в животе, которая может возникнуть позже. Структура (например, указания и правила) помогает развивать эту часть детского мозга.
Однако чрезмерно опекающий стиль воспитания может иметь слишком много указаний и правил, которые не способствуют развитию у детей чувства свободы воли. У детей может развиться жесткое мышление и отключиться воображение. Творческие игры и рассказывание историй помогают детям развивать критическое мышление, самодостаточность, уверенность в себе и независимость в раннем возрасте.
Чрезмерно опекающие родители, которых также называют «родителями-вертолетами» или «родителями-снегоочистителями», — это нечто большее, чем просто беспокойные люди. Они пытаются контролировать жизнь своего ребенка, пытаясь влиять даже на его повседневные действия. По словам Джерри Джампольски, доктора медицинских наук, «чрезмерная защита — это чрезмерный контроль со стороны родителей над тем, что думают, делают или испытывают их дети». Он объясняет, что авторитарные родители склонны полагать, что знают, что лучше для их детей, что заставляет их брать под контроль свою жизнь за пределы того, что уместно или полезно и может быть лучше для самого ребенка.
Следовательно, этот тип воспитания оставляет ребенку мало места для принятия собственных решений и проживания с положительными/отрицательными последствиями этого выбора. Они не учатся доверять себе, а вместо этого должны полагаться на руководство своих родителей. Слишком часто эти дети начинают закрывать эту часть себя и становятся взрослыми, которые не могут делать выбор сами, не верят, что они вообще знают, с чего начать, и становятся тревожными или замирающими, когда их заставляют действовать.
Некоторые родители со временем могут осознать, что их чрезмерная опека необоснованна. Если родители обнаружат, что их дети уважают себя и принимают правильные решения, они смогут больше расслабиться и знать, что их дети могут делать правильный выбор. Таким образом, родители могут предоставить своим детям больше свободы выбора, чем то, что они давали своим детям в прошлом. Пока родители осознают низкий потенциальный риск или опасность для своих детей, они могут изменить свои действия. Родители могут открыться идее, что их дети — личности, способные быть самодостаточными и принимать собственные решения, сохраняя при этом собственную безопасность.
Однако чрезмерно опекающие родители, как правило, не осведомлены или не имеют возможности объективно понять, насколько вреден их стиль воспитания. Они склонны беспокоиться о том, что внешние раздражители причинят вред, не осознавая, что сами ограничения или сильные внушения, которые они навязывают своим детям, наносят больший вред, чем ребенок, получивший пару царапин или вступивший в разногласия с другим ребенком. Действительно, чрезмерно опекающий стиль воспитания родителей мешает ребенку принимать собственные решения и учиться у них.
Чрезмерная опека в семье может иметь множество естественных последствий для эмоционального благополучия и развития ребенка, приводя к его страданиям. Поэтому стоит понять признаки чрезмерной опеки родителя, чтобы, если кто-то из ваших близких или вы сами таковы, вы знали, как помочь и освободиться от этой вредной модели поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для вузов / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с.
2. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с.
3. Детская и подростковая психотерапия : учебник для вузов / Е. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией Е. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00349-9. — URL : https://urait.ru/bcode/511157
4. Колосов, В. А., Психология, раздел учебной дисциплины «Психология и педагогика» : учебное пособие / В. А. Колосов. — Москва : Русайнс, 2024. — 370 с. — ISBN 978-5-466-03372-4. — URL: https://book.ru/book/950554 (дата обращения: 20.11.2023). — Текст : электронный.
5. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Кулагина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00582-0. — URL : https://urait.ru/bcode/511140
6. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03657-2. — URL : https://urait.ru/bcode/514439
7. Панько, Е. А. Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления в семье / Е. А. Панько, Е. П. Чеснокова, Т. М. Недвецкая; под общ. ред. Е. А. Панько. – СПб. : Речь, 2014. – 176 с.
8. Педагогическая психология + еПриложение : учебник / Е. И. Рогов, Г. Н. Жулина, М. В. Науменко [и др.] ; под ред. Е. И. Рогова. — Москва : КноРус, 2022. — 362 с. — ISBN 978-5-406-08437-3. — URL: https://book.ru/book/942400 (дата обращения: 19.11.2023). — Текст : электронный.
9. Прохорова, О. Г. Семьеведение : учебник для среднего профессионального образования / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова ; под редакцией О. Г. Прохоровой, Е. И. Холостовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16358-2. — URL : https://urait.ru/bcode/530854
10. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Руководство практического психолога) / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.
11. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15965-3. — URL : https://urait.ru/bcode/510373
12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : практическое пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 507 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08602-7. — URL : https://urait.ru/bcode/510773
13. Руденко, А. М., Психология : учебник / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, ; под общ. ред. А. М. Руденко. — Москва : КноРус, 2023. — 369 с. — ISBN 978-5-406-11157-4. — URL: https://book.ru/book/948687 (дата обращения: 20.11.2023). — Текст : электронный.
14. Самыгин, С. И., Основы педагогики и психологии : учебник / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, А. Т. Латышева. — Москва : КноРус, 2023. — 489 с. — ISBN 978-5-406-11394-3. — URL: https://book.ru/book/948876 (дата обращения: 20.11.2023). — Текст : электронный.
15. Семьеведение: теория и практика : учебник для вузов / О. Г. Прохорова [и др.] ; ответственные редакторы О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15897-7. — URL : https://urait.ru/bcode/510217
16. Слабожаникова, К. А. Стиль семейного воспитания и его особенности / К.А. Слабожаникова, В. В. Тараканова // «Муниципальное образование: Инновации и эксперимент». – 2012. – № 5. – С. 75-76
17. Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание : учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 255 с.
18. Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования : учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00869-2. — URL : https://urait.ru/bcode/510854
19. Тигунцева, Г. Н. Психология отклоняющегося поведения : учебник и практикум для вузов / Г. Н. Тигунцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00877-7. — URL : https://urait.ru/bcode/511779
20. Шапошникова, Т. Е., Общая психология : учебное пособие / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников. — Москва : КноРус, 2023. — 181 с. — ISBN 978-5-406-10601-3. — URL: https://book.ru/book/948675 (дата обращения: 20.11.2023). — Текст : электронный.
21. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 488 с.
22. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология. Эмпирические исследования : практическое пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 317 с.
23. Юркина, Л. В. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13549-7. — URL : https://urait.ru/bcode/519255
24. Estroff DB, Yando R, Burke K, Snyder D: Perceptions of preschoolers' vulnerability by mothers who had delivered preterm. Journal of Pediatric Psychology 19: 709–721, 1994.
25. Fraiberg S, Adelson E, Shapiro V: Ghosts in the nursery: a psychoanalytic approach to the problems of impaired infant-mother relationships. J Am Acad Child Psychiatry 14: 387–421, 1975.
26. Mullins LL, Wolfe-Christensen C, Hoff Pai AL, et al. The Relationship of Parental Overprotection, Perceived Child Vulnerability, and Parenting Stress to Uncertainty in Youth with Chronic Illness. Journal of Pediatric Psychology. Published online April 9, 2007:973-982. doi:10.1093/jpepsy/jsm044
27. Parker G, Lipscombe P: Influences on maternal overprotection. Br J Psychiatry 138: 303–311, 1981
28. Power TG. Stress and Coping in Childhood: The Parents’ Role. Parenting. Published online November 2004:271-317. doi:10.1207/s15327922par0404_1
29. Thomasgard M, Metz WP: Parental overprotection revisited. Child Psychiatry Hum Dev 24: 67–80, 1993.
30. Ungar M. Overprotective Parenting: Helping Parents Provide Children the Right Amount of Risk and Responsibility. The American Journal of Family Therapy. Published online April 30, 2009:258-271. doi:10.1080/01926180802534247